Что даёт использование Единой биометрической системы банкам?

С запуском Единой биометрической системы российские банки получают целый ряд преимуществ:
1) Возможность дистанционно открывать счета новым клиентам, что обеспечит рост доходов и переход в digital banking - современный, передовой подход к ведению бизнеса.
2) Снижение финансовых рисков: биометрия сегодня лучшая технология, позволяющая с высокой степенью надёжности подтвердить личность человека при удалённой идентификации. Это эффективный инструмент для обеспечения безопасности проводимых операций и противодействия мошенничеству.
3) Сокращение расходов на развитие и поддержание сети филиалов банка, благодаря возможности предоставлять услуги клиентам без привязки к местонахождению.
4) Дополнительное продвижение в регионы: при наличии высокозащищённой системы удалённой аутентификации клиент сможет полноценно пользоваться услугами банка из любой точки России.
5) Возможность допродажи новых услуг, требующих повышенного уровня защищённости при удалённой идентификации пользователя.

На основании какого закона/документа была создана Единая биометрическая система?

Президентом РФ подписан Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон предусматривает внесение изменений в 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Изменения коснулись самого чувствительного пункта федерального закона - необходимости личной явки гражданина для открытия счёта в банке, где он раньше не обслуживался. Использование портала Госуслуг и Единой биометрической системы позволят заменить необходимость такой явки процедурой удалённой идентификации, что становится драйвером цифрового развития для всей отрасли.

Получают ли банки фотографии и записи голосов граждан?

При удалённой идентификации гражданин отправляет видео с изображением своего лица и записью голоса в Единую биометрическую систему, где эти данные с помощью биометрических алгоритмов сверяются с теми, которые были записаны при регистрации гражданина. Банк получает только результат этого сравнения - так называемый процент схожести образцов. Таким образом, банки не получают доступ к биометрическим данным пользователей.

Что нужно сделать банку, чтобы подключиться к Единой биометрической системе?

Для этого кредитной организации необходимо подать заявку на подключение через личный кабинет на сайте ebs.ru. Ознакомиться с общими шагами по подключению можно по ссылке https://ebs.ru/demo-lk/

Как происходит подключение банков к системе технически? Нужны ли специальные программы, оборудование и на каких условиях они будут предоставляться?

Подключение к Единой биометрической системе начинается с личного кабинета на портале ebs.ru, где представлены все шаги, которые нужно пройти банку для начала регистрации биометрии и удалённой идентификации. Регистрацию проводит операционист банка, поэтому его рабочее место должно быть оборудовано компьютером, камерой для фотографий и микрофоном для записи голоса. Кроме того, банк должен обеспечить безопасность биометрических персональных данных граждан на этапе сбора биометрии и её передачи в Единую биометрическую систему.

Смогут ли банки идентифицировать новых клиентов с использованием биометрии, но при этом не регистрировать граждан в Единой биометрической системе?

Нет, чтобы использовать Единую биометрическую систему и начать удалённо идентифицировать клиентов для открытия счёта, вклада или выдачи кредита, финансовой организации необходимо выстроить оба процесса взаимодействия гражданина с системой – как регистрацию в Единой биометрической системе, так и идентификацию через мобильное приложение и/или веб-сайт кредитной организации.

Обязательно ли банку использовать мобильное приложение Единой биометрической системы? Могут они идентифицировать граждан в собственном приложении?

Сейчас у банков есть два способа, как встроить биометрическую идентификацию и выполнить требования по информационной безопасности.

Первый вариант — проводить идентификацию через приложение Единой биометрической системы «Госуслуги Биометрия». Оно уже защищено должным образом.

Второй путь — встроить в приложение банка модуль «КриптоSDK». Таким образом организации могут проводить идентификацию по биометрии в собственном приложении, выполняя все требования по защите данных. Клиенту при этом будет достаточно установить только приложение организации — приложение «Госуслуги Биометрия» не понадобится.



Что нужно клиенту, чтобы заключить договор связи и оформить виртуальную сим-карту по биометрии?

Чтобы заключить договор связи дистанционно, клиенту необходимо иметь гражданство РФ, подтверждённую учетную запись ЕСИА, быть старше 18 лет и зарегистрироваться в Единой биометрической системе. Непосредственно для заключения договора потребуется мобильный телефон с чипом, поддерживающим eSIM, приложение оператора и приложение «Госуслуги Биометрия».

Какие услуги доступны по биометрии в сфере телекоммуникаций?

После вступления в силу федерального закона № 533-ФЗ «О внесении изменений в “Федеральный закон о связи”» операторы связи получили возможность дистанционно заключать с клиентом договор на предоставление услуг мобильной или фиксированной связи. В соответствии с федеральными законами № 533-ФЗ и № 149-ФЗ договор на оказание услуг связи клиентом может быть подписан простой электронной подписью Госуслуг при условии, что гражданин пройдет идентификацию в ЕСИА и Единой биометрической системе.

В каких нормативно-правовых актах закрепляется возможность выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи по биометрии?

После принятия Федерального закона № 476 «О внесении изменений в Федеральный закон об электронной подписи» от 27 декабря 2019 года и ряда подзаконных нормативно-правовых актов появилась возможность выдачи квалифицированного сертификата без личного присутствия заявителя — по биометрии.